Компания «Рэнера», отраслевой интегратор Росатома по системам накопления энергии (входит в топливный дивизион Росатома «ТВЭЛ»), и один из крупнейших в России производителей автомобилей «Автотор» намерены совместно производить электромобили различного класса и компоненты к ним (в том числе электрические батареи). Соглашение о сотрудничестве также подразумевает применение литий-ионных аккумуляторов ООО «Рэнера», которые планируется выпускать на производстве «Автотор». Об этом сообщает ТАСС.
«Доступность применения локализованной аккумуляторной батареи является одним из решающих факторов для развития производства электромобилей <…> и [их] ускоренного внедрения <…> в России в целом. Аккумулятор вместе с системой управления составляет до 20% стоимости электромобиля, это наиболее инвестиционно емкая составляющая, имеющая определяющее значение для экономической эффективности проектов по выпуску электромобилей. Подписанное соглашение отражает наше стремление объединить усилия для создания высоколокализованной конкурентоспособной продукции российского производства», — сказал генеральный директор ООО «Автотор Холдинг» Александр Сорокин.
Электромобили планируют выпускать в Калининградской области. К 2026 компания «Рэнера» планирует завершить там строительство завода по производству литий-ионных ячеек и систем накопления энергии. Общая емкость выпускаемых батарей составит не менее 3 ГВт·ч в год. Компания «Автотор» также осуществляет деятельность на территории особой экономической зоны в Калининградской области. Ее новый инвестиционный проект «Автотора» по производству электромобилей будет реализован в рамках дополнительного соглашения к действующему специальному инвестиционному контракту (СПИК) между компанией, Минпромторогом России и правительством Калининградской области. Условиями специнвестконтракта предусмотрено полное перевооружение производства, увеличение уровня локализации, создание новых высококвалифицированных рабочих мест и внушительный объем инвестиций — не менее 12 млрд. рублей. С учетом масштабного проекта по созданию производств электромобилей и автокомпонентов в Калининградской области «Автотор» планирует повысить инвестиционные обязательства в рамках дополнения к специальному инвестиционному контракту. Таким образом, фактический объем затрат на реализацию обязательств по СПИК составит 32 млрд рублей.
Популярность электромобилей в России растет. Как сообщает телеграм-канал NEV News, за 10 месяцев 2021 года в нашу страну импортировали 7 тыс. электромобилей. Такая статистика содержится в базе данных Федеральной таможенной службы России. Импорт в долларовом выражении составил 73 млн или в среднем 10 тыс. за один электромобиль. Интересно, что из Китая завезено примерно столько же, сколько из Белоруссии, причем в денежном выражении на китайские электромобили потрачено в несколько раз больше денег. Из Германии везут Porsche Taycan с завода в Цуффенхаузене. В список также вошла Бельгия, где на заводе в Брюсселе расположено производство Audi e-tron. Magna Steyr в австрийском Граце выпускает Jaguar I-Pace. Казахстан производит электромобиль JAC iEV7s и экспортировал в Россию 73 электромобиля на $1,4 млн.