ПРОЕКТ
«ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ»

рейтинг открытости
нефтегазовых компаний
в сфере экологической
ответственности

методология

Базовые принципы рейтинга

Рейтинг проводится на основе критериев, сформулированных в первую очередь в Совместных экологических требованиях общественных природоохранных организаций к нефтегазовым компаниям (http://www.wwf.ru/resources/publ/book/109).

Методология рейтинга обсуждается со всеми заинтересованными сторонами. Ежегодно проводятся очные и заочные консультации с компаниями – участниками рейтинга – по усовершенствованию методологии рейтинга.

Расчет рейтинга производится по всем сегментам: добыча, переработка и транспортировка.

Рейтинг базируется на данных о деятельности компаний в РК, имеющихся в публичном пространстве. Под публичным пространством понимаются годовая и социально-экологическая отчетность, доклады об охране окружающей среды (в т.ч. региональных), находящиеся в свободном доступе. А также размещение документов в сети Интернет на официальных сайтах компании (включая дочерние общества), с обязательным включением ссылок на соответствующие страницы в меню (оглавлении) сайта, и интервью официальных представителей компаний для федеральных и региональных СМИ.

Расчет рейтинга осуществляется профессиональным рейтинговым агентством, которое отбирается на основе тендера.

Список компаний по расчету рейтинга в 2017 году – см. Приложение в конце документа.

Рейтинг проводится ежегодно. Это позволяет оценивать динамику экологических показателей НГК.

​Структура рейтинга

Рейтинг состоит из трех разделов: экологический менеджмент, воздействие на окружающую среду и раскрытие информации.

Раздел 1 (экологический менеджмент) оценивает качество управления охраной окружающей среды в компаниях. Включенные в него критерии по большей части существенно жестче требований российского природоохранного законодательства. Однако они являются ведущими мировыми практиками в нефтегазовом бизнесе.

Масштаб воздействия нефтегазовых компаний на окружающую среду оценивается в Разделе 2. В частности, показывается степень ущерба природным средам (воздуху, водным ресурсам, земле) в ходе реализации проектов, а также уровень экологичности производств. Составляющие большинства критериев – элементы государственной статистической отчетности в области охраны окружающей среды (источники данных – отчеты в форме 2-тп (вода, воздух, отходы, водхоз, рекультивация), 4-ОС (затраты и платежи), отражающие воздействие компаний на окружающую среду в результате осуществления хозяйственной деятельности на лицензионных участках НГК. В этом разделе представлены количественные показатели, которые переводятся в качественную шкалу при помощи среднеотраслевых значений по каждому из критериев. Среднеотраслевой показатель, при его отсутствии в официальных источниках, вычисляется как среднеарифметическое показателей по компаниям, представленным в рейтинге. Для проведения сравнительного анализа между компаниями используются удельные показатели, которые вычисляются путем деления валовых значений на объем добычи, транспортировки и переработки углеводородов.

Раздел 3 оценивает степень готовности компаний раскрывать информацию о воздействии на окружающую среду в ходе производственной деятельности. Исторически российский нефтегазовый бизнес считался довольно закрытым сообществом, в том числе потому, что неохотно обнародовал экологическую информацию. Тенденция последнего времени – постепенное усиление публичности компаний.

Расчет результатов рейтинга

Расчет рейтинга производится следующим образом. Для каждой компании каждому критерию присваивается цветовой уровень – зеленый, желтый, красный.

Если критерий не релевантный для данной компании (например, компания не производит топливо или не работает на территориях КМНС), то уровень не присваивается. При этом, со стороны компании необходимо обоснование нерелевантности критерия. При отсутствии информации в публичном пространстве по тому или иному критерию компании присваивается красный уровень по отсутствующему критерию. Под публичным пространством понимается размещение документов в сети Интернет на официальных сайтах компаний (включая дочерние общества), а также интервью официальных представителей компаний для федеральных и региональных СМИ.

На следующем этапе происходит рейтингование компаний по каждому из разделов. Красному уровню присваивается значение 0, желтому — 1, зеленому — 2. Выводится среднеарифметическое значение по каждому разделу для каждой компании. При этом количество критериев, используемых для подсчета среднего, определяется количеством цветовых уровней, то есть нерелевантные критерии в этом расчете не участвуют. В итоге каждая компания получает итоговое значение по разделу менеджмента, по разделу воздействия на окружающую среду и по разделу прозрачности. Итоговые значения варьируются от 0 до 2. На данном этапе определяется лидер по каждому из трех направлений: управленческому, операционному, информационному.

Во избежание исчезновения или замены данных, которые использовались для расчета рейтингов предыдущих лет, организаторами предложено следующее мотивационное решение проблемы. Во время очередного сбора данных проводится ретроспективная оценка по каждой компании за последние 3 года. В случае, если данные из публичного пространства исчезли или изменились, то в компании направляется запрос о причинах таких изменений. Если есть адекватное объяснение (например, сайт новый, новая методика, неучтенные данные и пр.), то изменение данных засчитывается. Если же ответ неадекватный или отсутствует, то при расчете рейтинга текущего года присваиваются красные уровни тем критериям, по которым данные за прошлые года исчезли или поменялись. Таким образом, общий балл по данному разделу и в целом по рейтингу будет снижен у компаний, не объяснивших исчезновение или замену данных на своих сайтах за предыдущие годы рейтинга.

Наконец, рассчитывается итоговый рейтинг компаний путем осреднения трех значений в соответствии с предыдущим этапом для каждой компании.

интервью с партнерами проекта
Фарес Кильзие

Нефтехимия должна стать устойчивой

Фарес Кильзие, председатель правления Creon Group о миссии, целях и задачах проекта.

подробнее
Алексей Книжников

Устойчивое развитие сохранит природу

Алексей Книжников, глава WWF Россия, о том как нефтехимия влияет на окружающую среду.

подробнее
Факты
О проекте

Ежегодно люди выбрасывают в океаны около 6.5 миллиардов килограмм мусора. Большая часть этого мусора — пластик.

При этом стоит отметить, что из-за такой пагубной деятельности человека ежегодно погибает около миллиона морских птиц и 100 миллионов морских обитателей в год.

О проекте

Автомобили очень сильно загрязняют окружающую среду. Сегодня в мире насчитывается около 500 миллионов автомобилей. По прогнозам ученых, к 2030 году их число увеличится до 1 миллиарда. Это означает, что состояние окружающей среды ухудшится как минимум в 2 раза.

О проекте

Население США составляет всего 5% от общего населения нашей планеты. Тем не менее, США производит около 30% всех мировых отходов и использует около 25% мировых ресурсов.

Партнеры
Меню