10 января Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) опубликовал новую позицию по вопросам климатической политики в России. В ней представители крупного бизнеса сформулировали свои ожидания и приемлемые, на их взгляд, направления развития этой темы в контексте введения трансграничного углеродного налога (ТУР), платы за углеродные единицы и в целом энергетического перехода. Основной тезис РСПП — не создавать чрезмерную нагрузку на экономику, бизнес и население.
Перезачет существующих платежей
«В рамках стратегии по адаптации экономики РФ к требованиям климатической повестки необходимо учесть обязательные платежи, которые так или иначе направлены на снижение выбросов парниковых газов, — цитируют «Ведомости» главу РСПП Александра Шохина. — Российские компании уже сейчас осуществляют большой объем платежей, основным фактическим направлением которых является декарбонизация. Но эти платежи, хотя и являются, по сути, углеродным сбором, формально имеют другую правовую природу».
В качестве примера он приводит обязательные платежи на оптовом энергорынке, за счет которых в стране строится низкоуглеродная генерация. Речь идет о договорах на поставку мощности (ДПМ), гарантирующих инвестору стабильную доходность и возврат вложений (помимо ГЭС, АЭС и ВИЭ по таким договорам также строят и ТЭС). В рамках этого механизма, по оценкам Союза, российские компании-потребители электроэнергии заплатят до 2035 г. более 8 трлн руб. Это можно считать целевой платой за снижение выбросов парниковых газов, пишет Шохин.
«Переклассификацию» объема обязательных платежей в сборы для декарбонизации, по мнению Шохина, необходимо провести и в других отраслях. Речь может идти о плате за негативное воздействие на окружающую среду из-за выбросов метана, об акцизах на бензин и дизтопливо, о штрафах за сверхнормативное сжигание попутного газа и т. д. «По различным экспертным оценкам, средний размер эффективной ставки платы за выбросы парниковых газов в РФ по разным отраслям уже сейчас может достигать 10-20 евро за 1 т СО2-эквивалента», — указывает глава РСПП.
Разный подход к разным отраслям
В опубликованной позиции по климатической политике Союз промышленников также обращает внимание Правительства РФ на то, что при введении дополнительных механизмов углеродного регулирования нужно учитывать особенности каждой отрасли и сектора экономики.
«К отраслям, требующим специального подхода, можно отнести электроэнергетику. Развитие «зеленых» технологий в электроэнергетике должно осуществляться в рамках замещения выработавших свой ресурс и технологически устаревших традиционных генерирующих мощностей и только при наличии объективного спроса на тепловую и электрическую энергию, в том числе низкоуглеродную», — говорится в документе.
Также РСПП призывает учитывать принцип «технологической нейтральности». Суть его в том, чтобы для сокращения выбросов выбирать экономически оптимальный способ, а не продвигать определенные технологические решения.
Ответные меры для ЕС и других стран
Интересна позиция РСПП и относительно европейских мер углеродного регулирования. Промышленники считают важным наладить диалог с ЕС, однако в случае, если конструктивно этого сделать не получится – к примеру, если Еврокомиссия не учтет национальных особенностей регулирования в РФ, то в документе предлагают ввести ответные торговые ограничительные меры в отношении европейских производителей и поставщиков, а также других стран, которые будут пользоваться похожими ограничительными механизмами.
Больше господдержки
В энергопереходе представителям бизнеса также понадобится господдержка – на данный момент, как значится в документе, существующие меры «не направлены на задачи адаптации экономики к энергопереходу». При этом, как считают в РСПП, текущая ситуация с параметрами государственного бюджета позволяет осуществлять поддержку новых низкоуглеродных отраслей и декарбонизации в необходимых объемах: в 2022 году ожидается профицит бюджета более 1,4 трлн руб., в 2023 году – более 0,4 трлн руб.
Исходя из этого, промышленники предлагают донастроить существующие механизмы государственной промышленной политики и стимулирования инвестиций (корпоративные программы повышения конкурентоспособности, специальные инвестиционные контракты, соглашения о защите и поощрении капиталовложений, льготные займы, режимы особых экономических зон, территорий опережающего развития, инфраструктурные и иные субсидии). Например, в число условий предоставления государственной поддержки можно включить параметры сокращения выбросов и/или увеличения поглощения парниковых газов.
Государство вместе с бизнесом
Так как задачи, обозначенные в позиции РСПП, комплексные, промышленники предлагают Правительству скоординировать действия государства. К примеру, создать специальный постоянный координационный орган или включить в состав уже существующих комиссий представителей бизнеса. Один их вариантов – дать представителям РСПП возможность войти в функционирующие при федеральных органах исполнительной власти рабочие группы по адаптации России к глобальному энергопереходу.
Подробнее с позицией РСПП «О развитии климатической политики и углеродного регулирования» можно ознакомиться здесь.