Экспорт водорода из РФ может достигнуть 2,3 млн тонн в год к 2030 году и 9,4 млн тонн к 2050 году, ожидает Минэнерго в своем проекте комплексной программы развития водородной энергетики. Но без мер поддержки со стороны государства проекты будут убыточными. Для вывода проектов на окупаемость министерство предлагает за счет бюджета компенсировать производителям временные потери при продаже водорода на экспорт, субсидировать капитальные и операционные затраты таких проектов и дать им дополнительные налоговые льготы.
Предложения содержатся в последней версии проекта комплексной программы развития водородной энергетики в РФ до 2030 года с перспективой до 2050 года, сообщает «Коммерсантъ».
17 февраля сокращенная версия проекта обсуждалась на межведомственной рабочей группе, где она была поддержана с несущественными замечаниями. Документ пока не внесен в правительство. В Минэнерго сообщили «Ъ», что поручение о его разработке выполняется в соответствии с обозначенными сроками.
Какой потенциал в водороде видят чиновники?
Минэнерго в проекте документа описывает три сценария развития производства и экспорта «голубого» и «зеленого» водорода.
- Первый — «развитие экспорта водорода», по которому РФ будет поставлять за рубеж 2,3 млн тонн водорода в год к 2030 году и 9,4 млн тонн к 2050 году.
- Второй — «развитие экспорта и внутреннего рынка» предполагает те же объемы экспорта, при этом внутреннее потребление водорода в металлургии составит 160 тыс. тонн в 2030 году и 4,4 млн тонн к 2050 году (металлургия и удобрения).
- Те же параметры по экспорту предусмотрены и в последнем сценарии «развитие экспорта и интенсивное развитие внутреннего рынка». Но к 2050 году внутреннее потребление водорода составит 10 млн тонн (6,6 млн тонн для металлургии и 3,4 млн тонн в производстве удобрений). Для создания экспортных кластеров потребуется $33,4 млрд совокупных инвестиций к 2030 году.
Какие меры поддержки предлагает министерство?
Минэнерго предлагает сформировать пять кластеров — Ямал, Восточная Сибирь, Якутия, Сахалин, Северо-Запад. При этом без мер поддержки положительная экспортная маржа формируется только в кластерах Сахалин, Ямал и Якутия, остальные проекты будут убыточными.
Для вывода проектов в положительную зону Минэнерго предлагает ввести механизм компенсирующих контрактов — то есть возмещения затрат производителям водорода с тем, чтобы внутренняя норма доходности (IRR) экспорта была не ниже 15%. Ориентировочно предлагается компенсировать $1 за 1 кг для «голубого» водорода и $3,5 за 1 кг для «зеленого» водорода. Минэнерго предлагает субсидировать стоимость инфраструктуры (CAPEX терминалов, судов и танк-контейнеров), на что может потребоваться до $3,7 млрд, часть операционных затрат, ставку по кредитам, а также давать налоговые льготы.
Какие слабые места есть у инициативы?
В материалах ведомства отмечается, что анализ велся путем моделирования примерно 200 мировых проектов в сравнении с несколькими российскими инициативами. По мнению опрошенных «Ъ» участников рынка, заинтересованных в производстве водорода, расчеты ведомства далеки от реальной ситуации.
«У такого подхода есть существенные риски, которые могут исказить итоговый результат, то есть выводы о том, какую долю рынка водорода действительно смогут занять поставщики из России. Возможно, концентрация на наиболее вероятных и продвинутых проектах могла бы дать более надежные результаты, даже если доля РФ окажется меньше заявленных ранее 20%»,— считает руководитель направления по водороду и энергоэффективности центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников.
Критике подверглось и то, как в анализе конкурентоспособности учитывался углеродный след и в целом сертификация вырабатываемого водорода по критериям целевых рынков. Например, в ЕС ключевым требованием к «зеленому» водороду является критерий дополнительности, то есть необходимости сооружения новых ВИЭ, специально предназначенных для электролиза, а не использования уже существующих, напомнил эксперт.
Это сокращенная версия статьи. Оригинал материала читайте на сайте «Коммерсантъ».