Основные успехи Всемирного фонда дикой природы (WWF) в области экологизации экономического развития, например, такие как развитие добровольных сертификаций в сфере лесопользования и использования морских и иных биологических ресурсов, связаны с активным подключением конечного потребителя – среднего класса. Позиция среднего класса крайне важна практически для любого производителя – поскольку по известному правилу маркетинга «20:80» (20% потребителей обеспечивают 80% прибыли) потребительские предпочтения «экологически чувствительного» среднего класса фактически во многом ответственны за «лицензию на присутствие на рынке». Даже с учетом того, что становление компаний российского нефтегазового сектора достаточно специфично – компании во многом оперировали и действуют не на экологически чувствительном рынке конечного потребителя, а на рынке «продавца дефицитного товара», тем не менее, потребительские предпочтения конечного потребителя весьма важны и для вертикально-интегрированных компаний нефтегазового сектора. Сохраняется конкуренция за конечного потребителя как между самими вертикально-интегрированными компаниями, так и конкуренция между компаниями за доступ к более «длинным и дешевым» финансовым ресурсам для осуществления новых проектов.
Именно поэтому Всемирный фонд дикой природы (WWF) России более 10 лет назад начал думать о необходимости создания интегрального рейтинга экологической и социальной ответственности нефтегазовых компаний, действующих на территории Российской Федерации. Цель создания такого рейтинга — чтобы конечный потребитель и финансовые институты могли оказывать предпочтение, как продукции компаний, так и оценивать различные корпоративные риски (в том числе – репутационные) на основе объективного сравнения и оценки экологической и социальной ответственности компаний и их менеджмента. Это достаточно непростая задача должна, по нашему мнению, в обязательном порядке включать экологические показатели как добычи углеводородов (upstream), так и их переработки (down-stream), а также соответствующие характеристики корпоративной культуры и менеджмента компании.
В частности, в число экологических показателей добычи углеводородов (upstream) входят показатели использования нефтяного попутного газа (НПГ), количество и частота утечек на промысловых нефтепроводах и аварийных разливов нефти и т.п., для переработки (down-stream) важнейшим показателем является степень экологичности конечных продуктов (стандарты Euro-IV, Euro-V, etc). В число характеристик корпоративной культуры и менеджмента компании входят соответствие корпоративных политик требованиям экологических НПО, открытость компании и ее нефинансовой отчетности для общественности (не секрет, что некоторые обсуждения нефинансовой отчетности крупных госкомпаний напоминают скорее отчет получателей социальных инвестиций перед компанией, а не отчет компании перед обществом), политика и практика компании по обеспечению реализации ее корпоративных политик дочерними компаниями, контракторами и субконтракторами, наличие сертификатов основных международных экологических сертификаций, наличие корпоративных политик и практика их реализации при обсуждении новых проектов компании с заинтересованными сторонами, проведении экологической экспертизы и стратегической экологической оценки и т.п.
Надеюсь, что реализация данного проекта позволит потребителям и финансовым институтам непосредственно влиять на повышение степени экологической ответственности компаний нефтегазового сектора. Рейтинг важен как инструмент сравнительной оценки деятельности НГК в области экологии, что должно стать действенным механизмом повышения экологической ответственности компаний и, соответственно, их инвестиционной привлекательности.