News

Москва ждет четыре зеленых сигнала

Москва ждет четыре зеленых сигнала
РБК

Будущее отношение России и Европейского союза будет определяться позицией Москвы по вопросам экологии и климата. Залог успешного сотрудничества, считают в Российском совете по международным делам, в выполнении четырех условий — материал РБК

Какие сложности создала «Зеленая сделка»

Новая климатическая политика Европейского союза, отраженная в представленной два года назад «Зеленой сделке», создала напряженность в отношениях Москвы и Брюсселя, которая усилилась вследствие намерения ЕС ввести трансграничное углеродное регулирование (ТУР) для ряда углеродоемкой продукции, поставляемой в ЕС. Однако кроме рисков «Зеленая сделка» несет и возможности для развития отношений с Россией, так как обе стороны заинтересованы в «зеленых» инвестициях, развитии и исследовании технологий возобновляемых источников энергии (ВИЭ), включая водородную энергетику. Об этом говорится в подготовленном Российским советом по международным делам (РСМД) докладе «Отношения России и Европейского союза в области защиты окружающей среды и борьбы с изменением климата» (есть у РБК).

«Зеленая сделка» Европейского союза — это документ, в котором изложен план ЕС по достижению климатической нейтральности и существенному снижению выбросов парниковых газов в атмосферу к 2050 году, напоминает автор доклада, программный координатор РСМД Константин Суховерхов. Для реализации сделки Европейский союз принял План действий по увеличению органических продуктов питания, План действий по циркулярной экономике и План действий по нулевым выбросам. В июле этого года на основе «сделки» был принят Европейский климатический закон.

Поскольку сделка рассматривается как мера, которая должна побудить партнеров и соседей Брюсселя к декарбонизации своих экономик и принятию более решительных мер по защите окружающей среды, неизбежно возникновение двусторонних споров по этому поводу, говорится в докладе, тем более что планами Евросоюза обеспокоена не только Россия, но и США, Китай, страны Ближнего Востока и Северной Африки.

В ЕС признают, что сделка несет большие геополитические риски как для самого союза, так и для партнеров, согласно докладу «Геополитика «Зеленой сделки» ЕС», подготовленному Институтом Брейгеля и Европейским советом по международным делам. В нем отмечается, что сделка — это в основе своей попытка трансформировать европейскую экономику и европейские модели потребления, что влечет фундаментальную перестройку европейской энергетической системы, а также меняет отношения между ЕС и его соседями, перераспределяет глобальные политические приоритеты Европы. По сути, это изменение внешней политики с глубокими геополитическими последствиями, констатируется в докладе.

Как Россия может использовать план ЕС себе во благо

Россия, если сделка будет реализована, поневоле становится не только субъектом международных климатических отношений, но и их объектом, что категорически не устраивает Москву, так как ее интересы напрямую затрагиваются без прямого диалога с ней, указывают эксперты РСМД. В будущем «Зеленая сделка» может ослабить экономические связи сторон из-за сокращения экспорта товаров и ресурсов из России. Главную проблему представляет трансграничный углеродный механизм (англ. Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), одним из элементов которого является трансграничный углеродный налог. Он подразумевает, что производители, которые поставляют в ЕС продукцию с высоким углеродным следом, должны будут платить за выбросы парниковых газов при создании их продукции и товаров.

Москва расценивает CBAM как протекционистскую меру и дополнительный источник дохода для бюджета Евросоюза в условиях кризиса. Ранее РБК, используя методологию Министерства экономического развития России, оценил российский экспорт, подпадающий под действие CBAM, в €7 млрд.

Однако диалог по экологическим вопросам может создать для Москвы и Брюсселя новые связи и точки роста, стать платформой для налаживания двусторонних отношений, которые сегодня находятся на достаточно низком уровне. Но это будет возможно, если, во-первых, двусторонний диалог будет равновесным и взаимоуважительным; во-вторых, Европейский союз будет сотрудничать с Россией по вопросам CBAM, а также углеродным сертификатам для товаров, производимых в России; в-третьих, изменения российского экологического законодательства будут рассматриваться как повод для углубления сотрудничества по вопросам экологии; в-четвертых, риски финансовых потерь со стороны России в ходе реализации «Зеленой сделки» ЕС и ее компонентов будут нивелироваться инвестициями ЕС в российскую экономику.

По мнению Константина Суховерхова, готовность у ЕС к сотрудничеству есть, но «танго танцуют вдвоем». При этом российские технологии, например в области производства водорода, более продвинуты, чем европейские, и на этом направлении у Брюсселя прямая заинтересованность в кооперации, продолжает эксперт.

О заинтересованности Евросоюза в совместной работе по экологической повестке РБК говорил посол ЕС в России Маркус Эдерер, а также послы Франции и Германии Пьер Леви и Геза Андреас фон Гайр в их совместной статье. По словам Эдерера, «озеленение» отношений Москвы и Брюсселя может в целом стать важным шагом на пути к их стабилизации. Он также указывал на то, что по CBAM Евросоюз готов вести консультации с Россией, и заверял, что когда этот механизм будет введен, он будет отвечать требованиям Парижского соглашения и обязательствам ЕС в ВТО. «Иностранные компании, не только российские, должны будут покупать углеродные сертификаты для энергоемких товаров на равных для всех условиях, поскольку европейские компании также будут вынуждены приобретать углеродные сертификаты, если они производят энергоемкие товары», — объяснял посол.

 

Этот текст изначально был опубликован на сайте РБК. Автор: Полина Химшиашвили.

Фото: pixabay.com

0
0
, , , , ,
по теме
Menu
Send this to a friend