Bloomberg Businessweek опубликовал статью с критикой современных ESG-рейтингов. На примере крупнейшего агентства MSCI, которое является главным поставщиком различных рейтингов для Уолл-стрит, аналитики показали, что на сегодняшний день многие критерии, благодаря которым компании могут доказать свою экологичность на бумаге, имеют лишь отдаленное отношение к действительно «зеленой» повестке.
«ESG-рейтинги MSCI оценивают не влияние компаний на Землю и общество, а наоборот: потенциальное влияние мира на компании и выгоду заинтересованных лиц», – к такому выводу пришел Bloomberg, проанализировав все ESG-рейтинги, которые MSCI выпустила с января 2020 по июль 2021 года.
Интересная деталь – улучшить ESG-рейтинг компания, попавшая в данный рейтинг, могла даже без каких-либо достижений в области изменения климата. В качестве примера Bloomberg приводит McDonald’s Corp., которая за 2019 год произвела больше выбросов, чем Португалия или Венгрия: а именно 54 млн тонн, что на 7% больше, чем еще 4 года назад. Тем не менее в апреле MSCI повысила ее рейтинг по ряду причин (подробнее об этом кейсе – в оригинале статьи).
MSCI также предложило 155 обновленных критериев рейтинга, и среди них есть те, что касаются корпоративной этики или таких ситуаций, которых не должно быть в компаниях по определению, так как они уголовно наказуемы – это отмывание денег и взятки. Среди всех этих факторов «зеленые» нововведения составляют лишь 26% от общего числа, чуть больше – а именно 32% – приходится на социальные изменения, и самое большое число – 42% – на управленческие (Governance).
Телеграм-канал «100% Зеленого» изучил отчет и сделал выборку обновленных критериев:
1) Проводить ежегодный опрос удовлетворенности сотрудников
2) Принять политику деловой этики
3) Принять антикоррупционную политику
4) Установить политику противодействия отмыванию денег
5) Разработать план защиты осведомителей
6) Разрешить сотрудникам подавать жалобы
7) Предлагать разнообразные тренинги или программы
8) Защитить данные клиентов
9) Исключить использование токсичных химикатов в продуктах
10) Создать программу стажировок для выпускников
11) Предложить сотрудникам право собственности на акции
12) Добавить «независимых» членов правления
13) Предлагать зеленые облигации (если банк)
14) Повысить качество продукции
15) Принять политику утилизации отходов
16) Продать несколько электромобилей (если компания производит авто)
17) Создать комитет ESG на уровне правления
18) Снизить текучку кадров
19) «Вовлечь» местные сообщества (если есть газопроводы)
20) Принять политику «ответственных» рекламных стандартов
21) Предлагать обучение штатным и контрактным сотрудникам
22) Установить цель по выбросам
23) Нанять начальника службы информационной безопасности
Выходит, мир ESG-отчетности пока несовершенен как в России, так и за рубежом. И регуляторам еще предстоит научиться сделать так, чтобы критерии оценки компаний действительно меняли их отношение к окружающей среде, а не поддерживали green washing.